День знаний

 

«Радуется Господь, когда в храм приходят дети, и негодует, когда кто-то препятствует им. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14), — строго говорит Иисус Христос тем, кто хотел помешать детям приходить к Нему. И если это так, если приход в храм детей — радость для Бога, то в ближайшее к 1 сентября воскресение Он радуется особенно!

Никогда в наших храмах не собирается такое множество детей, как в этот день. Дети готовятся идти в школу, с 1 сентября главным делом их жизни будет обретение новых знаний. Поэтому и приурочили к этому дню праздник, само название которого – День Знаний – указывает на главную цель обучения в школе – приобретение знаний. А хорошее ли это дело, приобретение знаний?

Кто может в наше время сомневаться в необходимости и ценности знаний!? И все же…

Самый первый грех, тот, который положил начало бесчисленному множеству последующих грехов, губящих человечество, тоже ведь связан с этим словом. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6)».

«Дает ЗНАНИЕ…» И вкусила… С этого и началось все злое в нашей жизни. Да что там «злое»! Сама смерть пришла в мир вместе с этим вот знанием.

Человеческий дух вожделеет к знаниям более, чем к чему бы то ни было. Жажда знаний, толкнувшая первых людей совершить непоправимую ошибку, унаследована их потомками, всеми нами… К чему же приводит нас утоление этой жажды?

В Священном Писании о знаниях порой говорится достаточно скептически. «…Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», — пишет Екклесиаст (Еккл. 1:18). «Знание надмевает…», — утверждает Апостол Павел (1Кор. 8:1). То есть делает надменным, высокомерным, гордым. А ведь ничто так не удаляет человека от Бога, ничто так не обезображивает его, как гордыня.

Вот и подумаешь, зачем же мы идем в школу, если плоды тех самых знаний, день которых мы празднуем, так ужасны! Чтобы стать гордыми и чтобы наша жизнь наполнилась скорбью?

Да нет, мы, конечно же, не против. Просто помним древнейшую мудрость, высказанную еще Конфуцием: совершенствование в познаниях только тогда ценно, когда ему сопутствует нравственное совершенствование. Без этого знания не только бесполезны, но опасны и разрушительны.

Это особенно хорошо заметно, когда смотришь не на отдельного человека, а на все человечество. Совершенно очевидно, что научный и технический прогресс человечества идет неизмеримо быстрее, чем духовный и нравственный. Все понимают, к чему это может привести, если ситуация не изменится, а что-то непохоже, чтобы она собиралась меняться. И если не в наших силах как-то радикально повлиять на то, что происходит с миром, мы можем многое сделать для того, чтобы тот ребенок, который вверен нашему попечению, которого послал нам Господь и доверил его вырастить и воспитать, стал прежде всего достойным человеком, а затем уже человеком, наделенным теми или иными познаниями…

Хорошо научиться отличать буквы и цифры, но еще важнее отличать добро и зло.

Прекрасно, если мы поняли, зачем предназначен тот или иной механизм, но беда, если так и не поймем, зачем родились мы на свет, зачем дана нам эта трудная и прекрасная жизнь.

Очень нужно знать нам об устройстве человеческого тела, о том, что делает его здоровым и сильным. Но куда важнее узнать о бессмертной душе и научиться правильно заботиться о ней, содержать в чистоте и делать ее прекрасной.

Ценно и полезно умение управлять механизмами и руководить людьми. Но если при этом мы не умеем управлять и руководить самими собой, своими желаниями, словами, поступками, то нет в том никакой пользы.

Учась в школе, мы познаем мир, изучаем законы, по которым он существует. Все это принесет прекрасные плоды только в том случае, если научимся воспринимать мир не сам по себе, а видеть в нем творение Божие. И если познание сотворенного мира будет вести к познанию Творца, если поймем, что все способности наши —

дар Божий, данный для того, чтобы послужить Подарившему, если будем искать в каждом усилии, в каждом деле, в каждом успехе не самоутверждения и самоугождения, а Славы Божией.

Прекрасно хотеть знать больше, чем уже знаешь. Но еще прекрасней хотеть быть лучше, чем ты есть. Вложить в душу ребенка эту жажду, развить ее до такой степени, чтобы она стала самым главным стремлением подрастающего человечка, чтобы по мере взросления эта жажда только увеличивалась — вот, я уверен, важнейшая задача и родителей, и учителей, и воспитателей.

Будет это, и тогда и умножение познаний не станет, по слову Екклесиаста, умножением скорби. Не печаль и скорбь, а подлинную радость принесут знания тем, кто ищет их не для того, чтобы ему стало лучше, а для того, чтобы самому стать лучше».

Выдержки из статьи протоиерей Игоря Гагарина для журнала «БАТЯ» 4 сентября 2012 г.

Toropez(4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *