Крещенский Сочельник

18 января в Русской Православной Церкви день Навече́рия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник. Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется «Агиасмой», или просто крещенской водой.

В Навечерие Крещения Господня, в храме Всех Святых было совершено чинопоследование Царских часов и Изобразительных и Вечерни в соединении с Литургией святителя Василия Великого. За Литургией были вознесены прошения о прекращении губительного поветрия, молитвы о врачах и болящих. По заамвонной молитве совершилось Великое освящение воды.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской в слове, произнесенном во Владикавказском кафедральном соборе 5 январе 1917 год поучает нас: «Что же нам делать, чтобы почерпнуть воды «из источников спасения», причаститься Христова дара святости, который подает Господь в нынешний славный день Богоявления? Нужно уподобиться путнику, который, зная, что уже очень близко дом, куда он направляется, где он должен встретиться с почитаемыми им и любимыми людьми, напрягает все силы, чтобы, хотя на ходу, привести себя в порядок и представиться в доме в благообразном виде. Так и мы, долго ходя по разным распутиям удовольствий суетных, в дни святок обычно бывающих, от Христа так часто совсем удаляющих, должны употребить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его…

Чем больше накопилось в душе дел, смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить часть лежащего на душе бремени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе зовущему: «Жаждущие! Идите все к водам… для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно… и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша!» (Ис. 55, 1–3)».

Toropez(1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *