Первые дни Великого поста

«Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны».
митрополит Сурожский Антоний.

Вот и подходит уже к концу первая неделя Великого поста. В храме Всех Святых идут уставные Богослужения. Утром служится Утреня, Часы, Изобразительны и Вечерня. А по вечерам — Великий канон Андрея Критского и Повечерие. Сегодня, в четверг, была прочитана последняя часть канона.
Великий канон Андрея Критского — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. В Великом каноне речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к своему Небесному Отцу. Автор канона, преподобный Андрей Критский, писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь.
Протопресвитер Александр (Шмеман) так рассуждает о Великом каноне: «В самом начале Великого Поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим великий покаянный канон св. Андрея Критского.
Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего — Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божии в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.
Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается».

Toropez(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *